Автокресла

       Правила стали строже: некоторые изделия, которые раньше допускались вместо автокресла, теперь использовать не разрешается. В ПДД новые нормы сформулированы не очень конкретно, обычному автомобилисту легко запутаться. Мы разобрались во всех нюансах новых правил и составили четкую инструкцию для автомобилистов.

       Для каждой весовой и размерной группы детей выпускаются различные группы детских автокресел, учитывающие особенности каждой возрастной категории. Сами же детские автокресла и их конструкция должны соответствовать Европейскому Стандарту Безопасности ЕСЕ R44/03 или ЕСЕ R44/04 Universal. По Европейской классификации, все детские автокресла разделяются на пять групп, в зависимости от веса ребенка.

Группа кресел

Вес ребенка

Возраст ребенка

Рекомендуемая продолжительность поездки

0

0-10кг

0-1год

продолжительные

0+

0-13кг

0-1,5года

короткие(до1,5часа)

1

9-18кг

1-4года

продолжительные

2

15-25кг

3-7лет

продолжительные

3

22-36кг

6-10лет

продолжительные


Группа 0

Малышей, которые еще не могут самостоятельно сидеть, рекомендуется перевозить только в автолюльках, где ребенок располагается лежа. Автолюльки — это те же люльки от колясок, которые могут закрепляться на заднем сиденье автомобиля при помощи специальных крепежных ремней. Ребенок же фиксируется в люльке широким и мягким ремнем, а вокруг головы малыша размещается дополнительная защита.


Группа 0+

Эти автокресла-переноски «бэби-коконы» устанавливаются лицом против хода движения на переднем или заднем сидении — при такой ориентации малыш легче переносит фронтальный удар автомобиля. Кресла этой группы, как правило, универсальны и могут использоваться как переноска, качалка и просто как стульчик. Некоторые из них можно устанавливать на шасси колясок и использовать как гамаки прогулочной коляски.


Группа 0+ и 1

       Детские автокресла этой группы имеют схожую конструкцию, представляющую собой пластиковую «мыльницу» на силовом каркасе. Эти детские кресла, как правило, имеют несколько положений наклона (для бодрствования и сна). Устанавливаются, в режиме использования для группы «0+» лицом против хода движения, а в режиме группы «1» лицом по ходу и только на заднем сиденье.  




Группа 2 и 3

Для детей постарше выпускаются детские автокресла, которые предусматривают по мере роста ребенка переход от использования внутренних ремней кресла к внешним, автомобильным. В дальнейшем с ростом ребенка спинку такого детского автокресламожно снять, оставив только сиденье. Устанавливаются только по ходу движения на заднем сиденье. 



Группа 3

В самой старшей группе в качестве устройства безопасности используются только сиденья-подкладки. Ребенок в этом случае фиксируется штатными автомобильными ремнями. 




Группа 1 / 2 / 3

Выпускаются также универсальные детские автокресла, т.н. кресла-трансформеры, подходящие для нескольких групп детей (1, 2, 3). Эти кресла более практичны, т.к. их хватит на более продолжительный срок.

Выражение "детское удерживающие устройство" введено Европейским стандартом безопасности ECE R 44/03 Universal и охватывает более широкий круг изделий, чем "детские автокресла". Прежде всего, имеются в виду автолюльки и бустеры.

Автолюлька, это "удерживающие устройство" группы "0", предназначенное для перевозки (особенно продолжительной) малышей, которые еще не могут самостоятельно сидеть. То есть от рождения и примерно до 6-12 мес.

 Автолюльки - это те же люльки от колясок, которые могут закрепляться на заднем сиденье автомобиля при помощи специальных крепежных ремней. Ребенок же фиксируется в люльке широким и мягким ремнем, а вокруг головы малыша размещается дополнительная защита.

Бустер (Booster) представляет собой подкладку специальной формы для самого старшего ребенка весом от 15 кг (примерно с 4-6-ти лет). Иногда их еще называют "кресла-подкладки".

Прежде чем начать соблюдать новое правило, неплохо бы понять, зачем эти поправки вообще ввели. Раньше в ПДД говорилось, что только по достижении ребенком 12 лет можно обойтись одним лишь штатным ремнем, теперь этот порог понижен до 7 лет. Получается, что новая редакция Правил допускает более низкий уровень безопасности? К сожалению, допускает.

Кто-то, вероятно, обрадуется этому послаблению. В нашей стране многие убеждены, что от автокресел все равно мало толка. По статистике, даже среди тех, кто купил автокресло, регулярно его использует лишь каждый второй. Теперь это стало делом добровольным (еще раз отметим, речь только о детях старше 7 лет, сидящих на задних местах).


Полностью пункт 22.9 Правил дорожного движения в новой редакции выглядит так:

22.9. Перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.

Перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности, либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка, или с использованием ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля — только с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.

Установка в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля детских удерживающих систем (устройств) и размещение в них детей должны осуществляться в соответствии с руководством по эксплуатации указанных систем (устройств).

Запрещается перевозить детей в возрасте младше 12 лет на заднем сиденье мотоцикла.

Формулировка, касающаяся ремней безопасности, в новой редакции Правил оказалась не совсем безупречна с точки зрения логики, и может вызвать вопросы у автомобилистов. В тексте говорится, что детей старше 7 лет можно возить сзади с использованием ДУУ или с использованием ремней безопасности, а на переднем сиденье — только с использованием ДУУ. Въедливый автомобилист спросит: а как можно сочетать детское удерживающее устройство и штатный ремень? ПДД это не уточняет. Вот, скажем, на переднем сиденье бустера и штатного ремня достаточно? У бустера же нет своих ремней. У большинства кресел, принадлежащих к группам 2 и 3, тоже…

Никакого подводного камня тут на самом деле нет. Во всех случаях подбираем устройство по весу ребенка и действуем по инструкции: скажем, на бустере используем штатный ремень. Допустим ли бустер на переднем сиденье? Да. Правила никак не делят детские удерживающие устройства на кресла и бустеры. В тех случаях, когда ПДД безальтернативно требуют применение ДУУ, использовать можно любое (соответствующей весовой категории).

Способы крепления

Существующие модели детских автокресел предполагают два принципиально отличающихся способа крепления. Для некоторых автокресел возможна вариативная фиксация, но иногда выбор отсутствует из-за конструктивных особенностей детских сидений.

Крепление штатным ремнем

Штатным ремнем могут фиксироваться автокресла различных групп, однако устройства категории 0, 0+ крепятся им лишь к сиденью машины, а ребенок пристегивается пятиточечными ремнями детского кресла. Модели групп II, III в большинстве своем не снабжены внутренними поясами безопасности, и детей пристегивают уже непосредственно встроенными автомобильными. 

При всей универсальности, крепление удерживающего устройства ремнем безопасности имеет недостатки. Прежде всего, это замысловатость установки, вылившаяся в такую статистику: лишь 2 из 10-ти автокресел крепятся абсолютно верно. Правда, относится она к сиденьям, выпущенным до 2007-2008 годов. Современные модели имеют более упрощенный способ крепления ремнями безопасности (без ущерба его надежности). 

Абсолютное большинство иномарок изначально укомплектовано ремнями безопасности для задних сидений. С отечественным автопромом несколько сложнее: он периодически выпускает базовые модели экономичной комплектации, которые не снабжены штатными ремнями безопасности для второго ряда кресел. Однако конструктивно их установка должна быть предусмотрена (это требование стандартов), поэтому в сервисном центре вопрос наверняка решится. Еще одно неудобство, которого можно ожидать от российских машин, — нехватка длины ремня для правильной фиксации удерживающего устройства (особенно группы 0). Но заменить их на более длинные сегодня также не проблема.

Крепление автокресла системой Isofix

Внешне автокресла с Isofix отличаются наличием внизу двух кронштейнов с замками. Металлическими язычками последние захватывают специальные скобы, находящиеся под заглушками у основания спинок сидений машины. Для установки автокресла достаточно защелкнуть замки на скобы, для снятия — разблокировать их.

Крепление посредством Изофикс, в целом, считается более надежным, но при жестком ударе скобы и замки могут не выдержать нагрузки. Поэтому производители автокресел с подобной системой креплений ограничивают (до 18 кг) вес маленького пассажира. Сделать крепление более жестким теоретически возможно, однако это увеличило бы общую массу детского автокресла, тогда как стандартом допустимы максимум 15 кг.

Снижение нагрузки на основные крепления и ограничение углового перемещения удерживающего устройства с Изофикс обеспечивает якорный ремень – так называемая третья точка фиксации кресла в автомобиле. Он крепится за специальную скобу (если таковая предусмотрена в салоне), удерживая верхнюю часть спинки автокресла.

Существенное преимущество Isofix перед авторемнем — простая установка детского кресла, фактически исключающая вероятность неправильной фиксации. И хоть ответная часть этой системы (скобы) есть не у всех автомобилей, крепление автокресел Isofix практически всегда возможно и штатными ремнями.